Сегодня мне снова написала мама – «Почему люди выбирают суфийскую практику – Америка протестантская страна, можно было идти этим путем...» Почему люди выбирают то, что они выбрали... Я слышу в этом ее вопрос ко мне – почему? Мой опыт  - многое зависит от Мастера, от встреченных в жизни людей, от того, что удалось пережить самому... Человек встретил суфийского мастера, получил опыт – и теперь этот опыт – часть его, он дает опору и движет его вперед. Реальный живой опыт. С чувствами, с молитвой, с измененеиями в жизни...

Почему для меня нет привязки строго к одной религии? Я много путешествую, и именно то, как в разных традициях удается расширить рамки своего восприятия, выйти из стереотипа и оказаться в реальном контакте с жизнью и людьми – это для меня спостоб развития. Но есть и цена. Например, нужно научиться самой топить свою печь. Иметь личную практику и независимость в движении – иными словами. Это тонкий вопрос. Я пока не слишком в этом успешна. Но если нет личной ответственности за свою безопасность и за свой процесс развития – тогда и начинаются и зависимость от учителей, и обиды на них, и разочарования... я через это прошла. Знаю.

Когда впервые я ехала в Казахстан, я уже практически в пути узнала, что государственная религия там – ислам. Для меня в тот момент это было неприятной новостью. Почему? Я была в Чечне. В первую чеченскую. Как журналист. И с тех пор к мусульманам относилась...как бы сказать...ну да – почти враждебно. Не наши. Чужие. И мы для них – чужие. Так уж устроена жизнь.

Были и мои представления об отношении к женщинам в мусульманской культуре. Мне, женщине – режиссеру с двумя высшими образованиями, не то чтобы были близки идеи феминизма, но и образ молчаливой труженицы в платочке – тоже не казался привлекательным.

И именно в мусульманской культуре я встретила мастера. Женщину. Бифатиму-апу. И она изменила мое восприятие реальности. Не ограничила его – напротив. Сделала более объемным. Увеличила и вверх – и вширь, научила не бояться своего страха, принимать непохожих на меня людей, любить их в несовершенстве и в конфликте...Как есть...

Все, что переживала я рядом с ней, настолько было вне моей зоны эмоционального комфорта, привычки, безопасной территории, что мне пришлось, я была вынуждена  начать чувствовать и думать своим умом постоянно.  Мир послал мне такой опыт. А потом – другой. И третий. Я ли его выбрала? Я приняла. И все.

Я не меняла религию – не вижу причины, это – история моей семьи, страны, культуры... Но отношения с Богом, с жизнью и с людьми – это не только религия. Это – путь сердца. Живой. У каждого он свой. Как нет двух похожих снежинок...

Здесь, среди старших учителей мевлеви, американцев, не все мусульмане. Это было важно для меня. Сегодня за столом я немного рассказала им о своей работе, о том, зачем действительно я приехала.

«Это замечательно, ты работаешь на кухне, мы верим, что все в мевлеви должны иметь опыт работы на кухне! Это - традиция».

«Да, я читала об этом, и когда Джеллаладин предложил приехать для такой работы, я подумала, что это – лучший способ получить первое знакомство с мевлеви...»

Случайно это получилось? Нет? Я вижу глубокий смысл в происходящем, но планировался ли он или просто реализовался, когда я начала действовать?

Почему  я выбрала приехать в Конью? Выбирала ли я? А может быть, просто увидела открывшуюся дверь и вошла?

Добавить комментарий